Смена подрельсовых (амортизационных) прокладок при раздельном скреплении.

Состав группы
Состав группы: Монтер пути 4-го разряда 2 чел.

Инструмент
1Ключи торцевой………………………………………………………. 1 шт.
2Скребок……………………………………………………………… … 1 шт.
3Когти для щебня………………………………………………………...1 шт
4Кисть…………………………………………………………………….1 шт
5Домкрат…………………… ……………………………………………1 шт.
6Лапка специальная………………………………………………………1шт

Выполняемые работы
1 Очистка скреплений от грязи ( 1 м.п. 4 разр).
2.Раскладка прокладок на концы шпал (1 м.п. 4 разр).
3.Ослабление гаек клеммных болтов на 3-5 оборотов (1 м.п. 4 разр).
4. Установка гидравлического домкрата под подошву рельса с подготовкой места установки ( 2 м.п. 4 разр).
5. Вывешивание рельса( 1 м.п. 4 разр).
6. Снятие прокладок (1 м.п. 4 разр).
7. Установка прокладок (1 м.п. 4 разр).
8. Опускание рельса, снятие домкрата с заравниванием балласта (1 м.п. 4 разр).
9. Смазка клеммных болтов (1 м.п. 4 разр).
10.Закрепление ослабленных гаек клеммных болтов (1 м.п. 4 разр).
11. Сбор сменненных прокладок (1 м.п. 4 разр).

Требования безопасности
Приступать к выполнению работ на станции можно только после записи у дежурной по станции в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети (ДУ-46) о месте и времени производства работ и средствах оповещения о подходе поездов. Место работ ограждается сигналами.

- При работе на перегоне, место работ ограждается сигналами уменьшения скорости, выдается предупреждение на поезда (форма 3). При работах, не требующих остановки поезда, выставляются 2 сигналиста, которые предупреждают монтеров пути о приближении поезда, чтобы своевременно отойти на безопасное расстояние. (ИСИ №162, 2012г, приложение к ПТЭ №7,). При приближении поезда (400м) монтеры пути убирают инструменты и уходят в безопасное место, заранее указанное руководителем работ.

Перед началом работы проводиться целевой инструктаж о безопасных приемах выполнения работы и порядке пропуска поездов.

Руководитель работ отвечает за безопасность других лиц, участвующих в технологическом процессе ремонта и находящихся в зоне работы.

Рабочие группы во время работы должны быть одеты в спецодежду,

спецобувь, сигнальный жилет, защитные очки.

При отвинчивании и завинчивании гаек должны вручную использоваться

типовые ключи. Нельзя бить по ключу или наращивать его другим ключом, применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губкам ключа. Запрещается сбивать гайки ударом молотка. При срубании гаек зубилом необходимо надевать защитные очки.

После разболчивания клемных болтов и подъемки рельсов домкратом снимать прилипшие к подошве рельса монтажные прокладки следует заточенной с одного торца металлической пластиной длиной 40-50см. Укладка прокладок может производиться специальными приспособлениями типа клещей либо другим инструментом, исключающим нахождение рук между подошвой рельса и подкладкой. Укладывать и поправлять прокладки руками запрещается.

Общие требования охраны труда.

Работники «ЖелДорСпецПроект» должны быть обеспечены соответствующей сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники «ЖелДорСпецПроект», независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесённым трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а на сигналистах, кроме того, должны быть сигнальные головные уборы и специальные нарукавники для отличия от других членов бригады.

Порядок выдачи, хранения, пользования, чистки и обезвреживания спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и Порядку обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть исправны, испытаны, соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

Работники не должны допускаться к работе без специальной одежды, специальной обуви и других, необходимых по условиям работы СИЗ.

Руководитель работ должен контролировать правильное использование работниками СИЗ и отстранять работников от выполнения трудовых обязанностей в случае неприменения ими СИЗ.

Перед выходом на работу руководитель работ (мастер, бригадир пути) должен:

проверить наличие сигнальных принадлежностей, средств связи, выписки из расписания движения поездов на участке планируемых работ, а на скоростном (высокоскоростном) участке, кроме этого, уточненной на день проведения работ выписки из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов;

убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, ограждении места работ, безопасных приемах выполнения работ и порядке пропуска поездов.

Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника (старшего группы).

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее – станции) должен осуществляться по маршрутам служебного прохода с учетом местных условий.

Руководитель работ должен принять меры по своевременному сходу работников при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава на обочину земляного полотна, в том числе смежного пути, уборке инструментов, приспособлений, материалов, изделий на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 – 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч, при нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути).

При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) проход по пути допускается производить с соблюдением следующих требований безопасности:

руководитель работ должен предупредить работников об особой осторожности, находиться сзади группы работников и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания;

на двухпутном и многопутном участке необходимо идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения). На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров;

впереди и сзади группы должны идти специально выделенные и проинструктированные работники (сигналисты), ограждающие группу ручными сигналами остановки (днем – развернутым красным флагом, а в темное время суток – фонарем с красным огнем), так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналистам на расстоянии не менее 800 м и своевременно оповещать руководителя работ и группу работников о приближении поезда по радиостанции и звуком духового рожка;

в условиях плохой видимости (кривые участки пути малого радиуса, глубокие выемки, лесистая местность, наличие строений и другие места, где приближающийся поезд виден сигналисту на расстоянии менее 800 м, в темное время суток, сильный ветер, туман, метель, снегопад, ливневый дождь и другие неблагоприятные метеорологические условия, а также когда сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м и при неисправности радиосвязи) руководитель работ должен, кроме того, выделить двух промежуточных сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи от идущей группы и от основного сигналиста и повторять сигналы, подаваемые основными сигналистами.

При дальнейшем ухудшении метеорологических условий руководитель работ должен прекратить движение к месту работ, с места работ и обеспечить сход работников с пути.

При приближении поезда сигналисты должны подавать сигналы до тех пор, пока работники не сойдут с пути. Если группа работников своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не менее чем за 400 м и подавать поезду сигналы остановки.

При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках должны быть назначены работники в количестве, достаточном (но не менее двух работников), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять путевой инструмент и материалы с тележки и убрать тележки с пути, а также сигналисты. Остальные работники должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.

Перед началом работ в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы и крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях руководитель работ должен:

определить и указать всем работникам безопасные места, куда они должны сходить с пути при приближении поезда;

ограждать в установленном порядке сигналами остановки место работы, если смежные пути на многопутных участках, высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, откосы траншей протяженностью более 50 м, не позволяют работникам при пропуске поезда разместиться сбоку от пути;

выделить сигналистов для наблюдения за приближением поездов к месту работ и своевременного оповещения работников.

Требования охраны труда при выполнении работ с применением путевых механизмов, ручного инструмента и приспособлений.
Путевой ручной инструмент должен быть всегда исправным:
ручки его изготовлены из прочного дерева, чисто остроганы, без заусенцев;
на ударных частях инструмента поверхность должна быть чистой, не иметь зазубрин и наплывов металла. Следует тщательно проверять надежность насадки инструментов.
Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению работников и не находился под их ногами, а старые и новые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита железнодорожного подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.
При завинчивании гаек вручную должны использоваться типовые путевые гаечные ключи. Бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа запрещается. Заржавевшие гайки для облегчения отвинчивания следует смазать специальной невоспламеняющейся жидкостью. Запрещается сбивать гайки ударом молотка.

Работы с путевым инструментом ударного действия (зубила, молотки, кувалды и т.д.) необходимо производить в защитных очках.

При работе с путевым ручным инструментом, средствами малой механизации должны применяться защитные очки (маски), перчатки от пыли и стружки.

Нормативные документы
1. Технически обоснованные нормы времени на работы по текущему содержанию пути (часть 2), 2010г,
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) №286, 2010г,
3. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ) №162, 2012г, приложение к ПТЭ №7,
4. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации №162, 2012г, приложение к ПТЭ №8,
5. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774, 2000г,
6. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути №2288/р, 2016г,
7. Правила и технология выполнения основных работ при текущем содержании пути (ЦПТ-52), 1997г,
8. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (ПОТ-РО-32-ЦП-652-99),
9. Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ПОТ-РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013, утвержденные распоряжением от 04.02.2014г. №255р.
10. Инструкция по охране труда для монтеров пути (ИОТ-002-2014).
11. Инструкция по охране труда бригадира (освобожденного) по текущему ремонту и содержанию пути (ИОТ-043-2014).
12.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ №2790р, 2012г
Made on
Tilda