Глоссарий железнодорожного строителя

Армогрунтовые конструкции: Конструкции из грунта, армированного металлическими и (или) геосинтетическими элементами (полосами, сетками, геосетками, георешетками, геоячейками).

Балластный слой: Элемент верхнего строения железнодорожного пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна или другому основанию, удержания шпал от сдвига и для обеспечения упругого взаимодействия пути и железнодорожного подвижного состава

Бровка пути – верхняя кромка откоса земляного полотна или канавы. На насыпях бровкой называют линию пересечения основной площадки земляного полотна и ее откосов , в выемках – линию пересечения основной площадки и путевого откоса кювета.

Бесстыковой путь. Железнодорожный путь со сварными рельсовыми плетями, у которых при изменениях температуры концевые участки удлиняются или укорачиваются, а на остальном протяжении возникают продольные силы, пропорциональные изменениям температуры.

Бровка земляного полотна: Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета.
Верхнее строение пути: Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и искусственные сооружения.

Водоотводные сооружения: Комплекс сооружений, служащих для сбора и отвода от земляного полотна поверхностных и грунтовых вод.

Габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава. [ГОСТ 9238–2013, раздел 3]

Геосинтетические материалы: Синтетические материалы на основе полимеров, применяемые в конструкциях земляного полотна и его обустройствах.
Дефекты земляного полотна: Отклонения конструктивных параметров земляного полотна от нормируемых значений.

Деформации земляного полотна. Остаточные и сезонные осадки, поднятия и смещения, повреждения или разрушения земляного полотна или его элементов от природных и (или) техногенных воздействий, включая поездную нагрузку.

Дренажи. Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.

Железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.

Железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. [Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», статья 2]

Железнодорожный транспорт необщего пользования. Совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания и сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество, предназначенное для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд

Железнодорожные пути необщего пользования. Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Жизненный цикл. Совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации сложной технической системы железнодорожного транспорта.

Застенный дренаж. Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.

Защитные сооружения земляного полотна (защитные сооружения): Сооружения, построенные для защиты земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов.

Защитный слой. Специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.

Земляное полотно: Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.

Инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя подсистемы железнодорожного транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса. [Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», статья 2] Искусственные сооружения. Сооружения, возводимые на пересечениях с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.

Капитальный ремонт пути. Путь предназначен для комплексного обновления верхнего строения пути и предусматривает замену рельсошпальной решетки на новую и более мощную ,комплексная замена стрелочных переводов, очистка щебеночной призмы и другие работы предусмотренные проектом.

Карьерный транспорт. Комплекс сооружений и устройств обеспечивающее технологические перевозки горной массы от забойных путей вскрыши до отвалов и полезного ископаемого на фабрику переработки.

Комплекс сооружений земляного полотна (комплекс сооружений): Комплекс сооружений, включающий земляное полотно, водоотводные, , защитные и укрепительные сооружения.

Модернизация железнодорожного пути. Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с заменой отдельных элементов конструкции на новые виды или типы , улучшающие показатели функционирования.

Наледь. Слоистый ледяной массив на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, образовавшийся при замерзании периодически изливающихся подземных или речных вод. [СП 116.13330.2012, пункт 3.8]

Насыпь. Грунтовое линейное сооружение, возводимое на трассе дороги обычно в понижениях рельефа, на подходах к мостам и путепроводам и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданном уровне над поверхностью земли.

Несущая способность основной площадки земляного полотна: Способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки, воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода.

Обочина земляного полотна (обочина). Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна.

Основная площадка земляного полотна. Верх земляного полотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земляного полотна, а также обочины.

Откосы земляного полотна. Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью.

Пересечение глухое. Пересечение железнодорожных путей в одном уровне, устраиваемое без применения стрелочных переводов и исключающее возможность перехода подвижного состава с одного пути на другой.

Путь железнодорожный подъездной. Путь необщего пользования, предназначенный для перевозок груза предприятия и соединяющий станцию примыкания сети железных дорог общего пользования с промышленной станцией, а при ее отсутствии – с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления технологических путей.

Подрельсовое основание. Опоры для рельсов железнодорожного пути, предназначенные для восприятия нагрузок от рельсов и передачи их на балластный слой или искусственные сооружения.

Полоса отвода железных дорог. Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. [Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 17- ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статья 2]

Проектирование. Процесс разработки и выпуска проектной и рабочей документации, необходимой для строительства объекта.

Проектная документация. Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. [Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 апреля 2014 года) от 22 декабря 2004 года]

Промежуточное рельсовое скрепление. Конструкция, прикрепляющая рельсы к опоре.

Прочность грунтов земляного полотна. Способность грунтов земляного полотна и его основания воспринимать действующие нагрузки без разрушения.

Реконструкция железнодорожного пути Комплекс строительных работ железнодорожного пути и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей или его назначения.

Рельсовый стык. Место соединения рельсов в рельсовую нить сваркой или с помощью стыковых накладок и болтов.

Рельсошпальная решетка. Рельсы и шпалы, соединенные между собой с помощью промежуточных рельсовых скреплений.

Ремонт железнодорожного пути. Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технических показателей железнодорожного пути или его назначения

Ремонтопригодная конструкция: Конструкция, обеспечивающая возможность устранения неисправностей техническим обслуживанием и ремонтом.

Рельсовые скрепления. Скрепления предназначенные для соединения рельсов между собой и прикрепления их рельсовым опорам Рельсовые скрепления. Подразделяются на стыковые и промежуточные.

Стабильность ширины колеи. Нахождение численных значений параметров геометрии рельсовой колеи в заданных границах.

Стыковые накладки, стыковые болты. Элементы верхнего строения железнодорожного пути, предназначенные для скрепления рельсов в местах их соединения (стыкования).

Старогодные элементы верхнего строения пути. Рельсы, шпалы, стрелочные переводы, скрепления и балласт, изъятые из железнодорожного пути и отвечающие требованиям критериев годности, устанавливаемым Федеральным органом исполнительной власти.

Стрелочные переводы. Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.

Технологический железнодорожный транспорт: Железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территориях организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом, не имеющим право выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд указанных организаций.

Уравнительный стык. Рельсовый стык особой конструкции, допускающей значительные продольные перемещения конца одного рельса относительно другого.

Устойчивость земляного полотна. Способность конструкции земляного полотна сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил.

Была ли эта статья полезна?
Статья подготовлена ООО "ЖелДорСпецПроект". Все права защищены.
Made on
Tilda